Главная » Статьи » Мои статьи |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Детский сад № 123 «Сказка» Города Рязани
Методическая разработка мастер - класса «Искусство игры на ложках» (для обучения педагогов-воспитателей)
Подготовила: музыкальный руководитель Рузанова Ирина Анатольевна
Рязань 2015 Цель мастер-класса: обучение педагогов игре на деревянных ложках в рамках учебно-воспитательного процесса в ДОУ. Задачи:
Материалы и оборудование: экран, проектор, ноутбук, деревянные ложки, ударные и шумовые музыкальные инструменты. Актуальность темы. Большое значение для сохранения физического и психологического здоровья детей имеет активизация их творческого потенциала, создание атмосферы поиска, радости, удовольствия, развитие детской индивидуальности. Влияние музыки в развитии творческой деятельности детей велико. Музыка, как и любое другое искусство, способно воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно – эстетическим переживаниям, к активному мышлению. Через приобщение к музыкальному искусству в человеке активизируется творческий потенциал, идет развитие интеллектуального и чувственного начал, и чем раньше заложены эти компоненты, тем активнее будет их проявление в приобщении к художественным ценностям мировой культуры. Приоритетной деятельностью в дошкольном возрасте является игра. Поэтому для воспитания, сегодня как никогда актуально развивать в игре индивидуальность. Играя, ребёнок учится воспроизводить свои впечатления и идеи, поэтому игра - могущественное оружие для укрепления способностей мыслить и для развития сознания» (Э. Жак-Далькроз). Необходимость ложки люди поняли давно, именно поэтому её начали использовать как столовый прибор уже в древние времена. Когда же ложка добралась до Руси-матушки? При Петре I почти у всех вельмож посуда была серебряная. У придворных Екатерины I зачастую и золотая. На одном из праздников графа Шереметьева в Кусково стол был сервирован на 60 персон исключительно золотой посудой. В середине стола стоял рог изобилия из чистого золота, украшенный вензелем императрицы из крупных бриллиантов. Форма ложки постоянно менялась, пока в 1760 году не стала овальной и удобной в употреблении. Сейчас изготавливают огромное количество разнообразных ложек – разных цветов, размеров, форм, из различных материалов. Но стоит особое внимание уделить деревянной декоративной ложке с росписью, появившейся в 17 веке и получившей название по месту появления этого вида искусства – Хохлома. Красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки, птицы, рыбы и звери... Традиционные цвета: черный (иногда зеленый) и красный на золотистом фоне. Конечно, хохломская роспись делалась не только на ложках, но и на другой посуде, которая стала символом России, как и матрешка. Такие ложки часто использовались и как музыкальные инструменты. На ложках также гадали. К примеру, в кадку с водой клали ложки по числу родственников, заметив, которая – чья. Затем взбалтывали воду. Утром смотрели: если все ложки в груде, значит, в течение года все останутся в семье; если чья-нибудь отстала, значит, именно этот член семьи в этот год покинет её (выйдет замуж, женится, переедет). На этой ноте мы и начнём с вами учиться играть на ложках. Готовы? Активная форма работы с участниками мастер – класса – обучение игре на деревянных ложках. В процесс музыкального воспитания детей дошкольного возраста оправданно включение большого спектра различных ударных инструментов. Ритм, как известно, имеет эмоциональную природу. Поэтому любая ритмическая деятельность ребёнка прекрасно соотносится с его возрастным психо-эмоциональным состоянием. Можно предположить, что как только человек во время приёма пищи услышал характерный стук ложки о дно тарелки, он догадался о музыкальных свойствах ложек. В дальнейшем, сообразительный русский народ придумал множество приёмов игры на ложках, которые раскрыли новые и уникальные возможности этого предмета. Игра на ложках позволяет активно влиять на развитие координации движений и быстроты реакции, а также тонкой моторики при музицировании. Осознанные действия при музицировании координируют работу мозга и мышц, полученные навыки и ощущения закрепляются в памяти, создавая предпосылки к быстрому освоению других музыкальных инструментов. Игра двумя ложками. Самый простой приём игры на ложках. Черенки ложек находятся в обеих руках, в каждой руке по ложке. Черпаки ложек обращены друг к другу тыльными сторонами, которые при ударе образуют характерный сухой звук. С освоения этого простейшего приема начинается обучение игре на ложках. Возможность без особого навыка выполнять самые сложные ритмические рисунки позволяет ребенку сразу включиться в процесс творчества (щелчок). Полость черпака одной ложки зажата в ладони (обычно левой руки). Удар производится другой ложкой. При открывание полости между ложкой и ладонью, которая выполняет роль резонатора, позволяет извлекать звуки различной высоты. Дети этому приему игры придумали название – «Лошадка», так как при последовательном чередовании звуков различной высоты создается имитация цоканья копыт лошади. Высокий или низкий, глухой или звонкий - все это ребенок слышит, когда он играет на ложках «Лошадку». Он не просто воспроизводит какие-то звуки, а учится анализировать и сравнивать услышанное. Игра двумя ложками «Солнышко» Выполняются удары ложку о ложку, начиная снизу – вправо – вверх – влево – вниз (по кругу) и назад в другом направлении (по кругу). Игра двумя ложками «Маятник». Это скользящие удары ложки о ложку, напоминающие движение маятника. Ударяют тыльными сторонами ложек или ручкой одной ложки о тыльную сторону другой. Ложки можно держать как в вертикальном положении, так и в горизонтальном. Игра двумя ложками «Коленочки». Выполняются удары: ложка о ложку, начиная под правым бедром колена, затем под левым бедром колена. Игра двумя ложками. Ритм можно выстукивать также следующим образом: зажать черпаки обеих ложек в ладонях и, разворачивая в разные стороны кисти рук, производить удары (щелчок). Игра двумя ложками «Мячик» Обе ложки держат в правой руке тыльными сторонами друг от друга: одна между первым и вторым пальцами, вторая между вторым и третьим пальцами. На счёт один, два, три, четыре ударяют ложками по колену, ложки как мячики, отскакивают от колена. Игра двумя ложками «Качели». Ложки держат в правой руке; между их черенками (посередине) находится указательный палец. Выпуклые стороны черпаков обращены друг к другу (интервал между ложками 1-3 см), черенки ложек зажаты в ладони руки. Удары осуществляются: - по ладони левой руки; - по правой и левой ногам (место немного выше колена); - по ноге и ладони, которая находится над ногой; - по плечу и ладони (тремоло). Игра двумя ложками «Трещотка». Самый распространённый исполнительский приём – ложки ставят между коленом и ладонью левой руки и выполняют удары. Нужно обратить внимание на удары, которые получаются от соприкосновения ложек с левой ладонью. Игра двумя ложками «Глиссандо». Обе ложки держат тыльными сторонами друг к другу в правой руке и выполняют скользящие удары по коленям. Исполнители-виртуозы при игре на двух ложках задействуют для произведения ударов практически любую часть их тела, начиная от ступней ног и заканчивая затылком. Игра тремя ложками. «Тремоло» - две ложки зажимаются в левой руке: их черпаки находятся со стороны ладони, а черенки (у основания черенка) зажаты между большим указательным и средним безымянным пальцами. Черпаки ложек обращены друг к другу выпуклыми сторонами с интервалом между ними 3-5 см. Третья ложка находится в правой руке. Черпачок ложки, зажатой в правой руке, тремолирует между черпаками, черенками ложек, которые находятся в левой руке, а также наносит всевозможные прямые и скользящие (глиссандирующие) удары. «Форшлаги» - скользящие удары по двум ложкам третьей. Удар можно выполнять от себя и на себя. Игра на четырёх ложках. В каждой руке находится по две ложки, которые закреплены в руках так, как в четвертом приеме пара ложек в левой руке. Прямые удары чередуются в этом приеме с глиссандирующими. (щелчок) Помимо описанных выше шести приёмов, которые являются основными, существует ещё много разновидностей игры на ложках. Например, в каждой руке создается своеобразный веер: по четыре ложки за черенки зажимаются между пальцев рук таким образом, чтобы черпаки ложек были обращены друг к другу выпуклыми сторонами. Когда исполнитель ударяет ложками друг о друга или совершает ими глиссандирующие удары, то они не только самобытно звучат, но и очень зрелищно смотрятся в процессе игры. Для удобства целесообразно ложки закрепить на двух небольших деревянных брусках, что позволит значительно облегчить процесс подготовки инструмента к игре, а также, вследствие жесткой фиксации ложек, улучшить технические возможности инструмента. Совместная игра в ансамбле. Совместная игра педагогов в ансамбле под белорусскую мелодию «Бульба» На этой веселой ноте мы заканчиваем мастер - класс. Вопросы для рефлексии: 1. Как вы чувствовали себя в позиции обучающихся? 2. Возник ли у вас интерес к использованию элементарного музицирования детей в самостоятельной деятельности детей? Список источников информации и иллюстраций:
| |
Просмотров: 1511 | |
Всего комментариев: 0 | |